Культура

Восприятие цвета зависит от культурного и исторического бэкграунда. У разных культур и народов количество сакральных цветов может быть различным. Этот феномен, как правило, отражен в языке, мышлении, историческом и социальном опыте народа. Представители отдельной народности могут иметь множество названий для обозначения оттенков какого-либо цвета, важного для обыденной жизни или доминирующего в местной природной среде. В то время как представители другой культуры могут вообще не замечать эти оттенки и не иметь для них названий.

В языках южных народов, занимающихся примитивным земледелием, есть множество «имен» цвета для обозначения оттенков зелёного. Это напрямую связано с жизненно важной необходимостью следить за состоянием растений и контролировать урожайность. А жители полярных заснеженных широт имеют такой же ассортимент названий для оттенков белого цвета. И знание этих нюансов передается из поколения в поколение. Традиции знаете ли… Эти группы людей вряд ли смогут быстро разобраться в культурных особенностях и традициях друг друга.

Традиции

Что значит нравится один цвет и не нравится другой? Почему красный цвет означает «стоп», а зеленый – «движение»? Невеста – в белом, а черный – цвет траура? Это дань традициям? Отчасти! Поскольку на эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи и народные верования, но и физиологические факторы. Вернее, физиология здесь первична, а уже потом возникли обычаи и традиционные значения цветов.

Колористика – наука о цвете, может поведать очень много интересного и важного о нас и окружающем нас мире. Знание природы цвета, основных его характеристик, цветовых гармоний и психологических закономерностей восприятия более чем важны для специалиста в области архитектуры и дизайна интерьера.

Восприятие

С одной стороны, восприятие цвета зависит от физиологических особенностей наших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. С другой стороны, из школьного курса физики мы знаем, что цвета — это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения. Например, так называемые «горячие» цвета, красный, оранжевый и желтый, имеют наибольшую длину волны, что требует для восприятия некоторых усилий. Это цвета активно наступательного характера, они оказывают стимулирующее воздействие на мозг, увеличивают чистоту пульса и дыхания. Концептуальные интерьерные решения с использованием этой цветовой гаммы должны быть деликатными, осторожными и взвешенными, следствием опыта и профессионализма. Случайное и необдуманное использование этих цветов может вызвать чувство дискомфорта и разрушить гармонию – эмоциональный образ интерьера. И, напротив, холодные цвета, зеленые и голубые, коротковолновые, и поэтому легко воспринимаются. Вызываемое ими психоэмоциональное успокоение связано с замедлением определенных процессов в организме.

Визуализация

Научившись правильно использовать психоэмоциональное воздействие цвета на человека, можно добиться не только формирования гармоничного интерьера и атмосферы уюта, но и откорректировать ощущение пространства. Помещение легко визуально деформировать, используя цветовые пятна и оптические иллюзии. Пространство может визуально увеличиваться или уменьшается, удлиняться или становиться выше… Всего этого можно добиться, правильно комбинируя цвета, фактуры и используя основные правила колористики.

Небольшие комнаты можно визуально увеличить, используя светлые холодные тона.  Просторным помещениям для создания уюта и эмоциональной тишины больше подойдут теплые оттенки.

Коммуникация

В подсознательном восприятии цвета, как ни странно, немаловажную роль играют наши скрытые предпочтения и жизненный опыт. Кого из женщин-специалистов вы выберете на должность финансового аналитика – ту, которая одета в темно-синий костюм, или девушку в розовом платье? Понятие «цветовой коммуникации» относится не только к области модной одежды, но незаметно и тонко корректирует многие аспекты нашей жизни. Дизайн интерьера часто представляет собой сложную архитектурную концепцию, где цвет играет ключевую роль. Целесообразно использовать цветовые сочетания, эмоционально правильно влияющие именно на нас, вызывающие положительные эмоции. Спальня, должна располагать к отдыху, детская комната — к развитию и познанию нового, а кухня— умиротворять и наполнять радостью общения. Кухня вообще особенное место… С одной стороны, утром ее атмосфера должна помочь настроиться на новый, энергичный день (что не всегда просто); с другой стороны, вечером на кухне очень важно ощущение уюта, и эмоциональной тишины, помогающей «сбавить обороты», и успокоиться.

Интерьер дома — это всегда чья-то среда обитания, эмоциональная атмосфера, и, как следствие, тонкое проявление индивидуальности…

Создавая интерьер, человек всегда создает что-то очень личное…

Некоторые правила цветоведения

 

  • Ощущение цвета зависит от индивидуального опыта. Неосознанная психологическая коррекция восприятия цвета или «цветовая память» позволяет нам видеть цвет знакомого предмета без искажения привычных оттенков, вызываемых разными сценариями освещения.
  • Иллюзия изменения цвета объекта под влиянием контрастных факторов возникает при соседстве цветового поля с линиями контрастирующих оттенков. Пятно красного цвета визуально изменит оттенок, если его оконтурить черной линией. Так называемый эффект Бецольда.
  • Цвет может меняться в зависимости от освещенности фона: на светлом фоне выделяются зеленые и синие оттенки. Оттенки красного цвета в сумерках кажутся более темными, нежели зеленые, а в полутьме — практически черными, в то время как синие объекты «становятся» более светлыми. Это описано как эффект Пуркинье.
  • Иллюзия приближения или так называемая «глубина видения» напрямую зависит от цвета объекта. Красный предмет всегда будет визуально казаться ближе, «выдвинется» на передний план.
  • Психоэмоциональное восприятие яркости цвета запускает процессы, связанные с иллюзией «свечения». Например, желтый цвет нам будет казаться более светящимся чем, скажем, синий.
  • Необходимо знать, что цвета могут взаимодействовать между собой. Это значит, что находящиеся рядом области цветовых полей могут усиливать или сводить на нет эффектность друг друга.
  • Важно учитывать фактуру поверхностей. Глянец лучше подходит светлым тонам. Темные тона, эффектней раскрываются на матовых поверхностях. Теплые цвета помогут подчеркнуть фактуру древесины, холодные – мрамора или металла.
  • Насыщенность цвета определяет его выразительность. Например, при слабом насыщении, как у розовых оттенков, в состав которых входит много белого цвета, будет возникает впечатление расплывчатой прозрачности, воздушности.
  • Эффект фона также влияет на восприятие цвета. Например, красное пятно на белом, нейтрально-сером и желтом фонах будет восприниматься совершенно по-разному.